Куда пропала Бернадетт — интерьерные киноразборки с Маратом Ка и Варей Шалито
25 мая 2025
«Куда ты пропала, Бернадетт?» — американский комедийно-драматический фильм Ричарда Линклейтера с Кейт Бланшетт в главной роли, вышедший в прокат в 2019 году. Картина задевает такие глубокие темы, как судьба творческой личности, материнство, преодоление жизненного кризиса. История про архитектора Бернадетт Фокс разворачивается на фоне «говорящих» интерьеров, которые неразрывно связаны с заложенными в фильме идеями.
Куда же пропала Бернадетт, выясняли известный декоратор Марат Ка и художница, дизайнер и ведущая радиопрограммы «Про дизайн» Варя Шалито. Они рассказали, чем этот фильм может быть интересен архитекторам и дизайнерам.
Содержание статьи:
Кино вместо лекций?
Историю интерьерного дизайна изучать сложно и долго, а запомнить информацию в полном объеме не могут даже университетские профессора. Но что если заменить лекции по архитектуре и дизайну просмотрами хороших фильмов? Один из них — «Куда ты пропала, Бернадетт?».
Марат Ка убежден: «Не нужно изучать историю интерьерного дизайна и стили, нужно смотреть кино». Если нет времени смотреть весь фильм, Марат рекомендует посмотреть ключевые эпизоды. В первую очередь — своеобразный «фильм в фильме», который рассказывает про удивительный проект главной героини, профессионального архитектора Бернадетт Фокс. Проект этот называется «Дом двадцати миль». «Идея дома была очень калифорнийская: эко-дизайн. Здание строили из тех материалов, которые можно было найти поблизости, в радиусе 20 км. Сюда входили в том числе помойки», — рассказывает Марат Ка.
Ещё один впечатляющий эпизод — проектирование арктической станции без визуализатора и 3D-моделей, «от руки»: «только жесткий карандаш, фломастер и вперед». Также Марату запомнились моменты, когда главная героиня работает руками: «Декоратор и дизайнер большого уровня должен не просто расставлять мебель как комплектатор, но и уметь работать своими руками. Буквально как дирижер оркестра, который должен уметь играть на музыкальном инструменте. Так что в этом фильме есть инструкция, как должен себя вести человек, находясь в профессии».
Марат Ка об интерьерной моде 60-х и 70-х
Бернадетт Фокс живет в доме, который отражает печальное состояние её души и психики. В жилище с потолка течет вода, а сквозь пол прорастает дикая ежевика. Марат Ка отмечает, что «последний ремонт в этом доме, похоже, был сделан в начале 60-х — об этом говорят и безумно яркий ковролин, и дикие дизайнерские обои». По словам Марата, конец 60-х-начало 70-х внесли «странную сумятицу в интерьеры». В домах появились необычные вещи, которые сегодня выглядели бы дико. При этом в наших воспоминаниях мы несколько идеализируем эстетику той эпохи, как бы «сглаживая картинку».
Одна из деталей интерьера впечатлила и Марата, и Варю. Вот так об этом рассказал Марат: «Героиня поднимается по лестнице на фоне, как мне сначала показалось, странных стеновых панелей. Но выяснилось, что она повесила на стену заметки со своими концептуальными идеями». Варя вторит Марату: «Мне удалось понять, что на стенах у нее оригами, сложенное из книг. Представляете, насколько это тонкая ручная работа: своими руками каждую страницу она сворачивала, чтобы это всё одинаковым рисунком приклеить на стену. Настоящая арт-терапия». В другом эпизоде Марат обратил внимание на необычные обои в метамерных оттенках: «Метамерные цвета очень тонко меняют свой оттенок за счет освещения». Такие обои можно использовать, чтобы создать необычный или даже психоделический интерьер.
Хорошо, что сейчас даже в самых смелых авторских дизайн-проектах стены не приходится украшать своими руками: достаточно, например, заглянуть в шоу-рум Wallmix в «Твинсторе», где собраны обои, краски и лепнина от ведущих европейских брендов. Среди 10 000 вариантов обоев легко найти именно те, что идеально подойдут к интерьеру вашей мечты.
Творчество, мещанство и проблемы с психикой
Семья Бернадетт явно не бедствует. Её муж — талантливый программист, он трудится в преуспевающей компании Microsoft. Да, их дом выглядит разрушенным, но, как отмечает Марат Ка, «на кухне дорогая плита, мебель ручной работы, дорогие плитка и холодильник».
При этом главную героиню решительно невозможно упрекнуть в мещанстве. Чего не скажешь о её соседях, которые возвели чудесный милый дом — он подчеркнуто противопоставлен дому Бернадетт. В этом соседском доме нарочитый уют сочетается с безупречным порядком, но за этим стоит отсутствие творческой мысли и бездумное копирование модных шаблонов.
Противостояние подлинного творчества и тривиальности, граничащей с пошлостью, составляет один из значимых конфликтов в фильме. Вот как об этом рассуждает Марат: «Напротив красивого, атмосферного дома Бернадетт — такая мещанская постройка, миленький домик её соседки. Где, как мы видим на одном из кадров, на полочках вместо книг стоят скульптурки и фотографии в рамочках типа Tiffany». При этом именно творческое начало приводит героиню к нестабильной психике: да, она талантливая и думающая, но именно она находится в депрессии, а не её соседи-обыватели, и в этом весь драматизм ситуации.
Сегодня производители мебели, кухонь и декора премиум-класса делают ставку на яркие, необычные дизайн-решения, а владельцы элитного жилья выше любых модных тенденций ценят возможность самовыражения в интерьере, ведь это и есть подлинный признак высокого статуса. В шоу-румах «Твинстора» можно выбрать всё для интерьера, который будет не похож на остальные и в полной мере отразит вашу индивидуальность.
Марат Ка о современном искусстве
«Дом двадцати миль» — вымышленный проект, однако в фильме представлены и вполне реальные архитектурные шедевры современности. Например, героиня посещает одно из самых красивых современных зданий США — библиотеку, построенную по проекту Рема Колхаса. В здании реализованы принципы «зеленой» архитектуры: солнечные батареи и прозрачная крыша позволяют экономить электроэнергию. Марат Ка замечает: «Эта библиотека — современный памятник архитектуры. Героиня считает его гнусным местом, и я с ней согласен, я не поклонник современной архитектуры. Но если вы хотите увидеть, как архитектор Колхас бережно обращается с ландшафтом, интерьером и светом, посмотрите фильм». Также в фильме мы видим кадры из реального музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).
В доме Бернадетт современные веяния отражает интерьер спальни: стильный, минималистичный, с лаконичной кроватью и светильниками. Марату, правда, спальня показалась «бездушной, как гостиница».
«Оживить» минималистичный интерьер — действительно задача не из легких. Хорошо справится с этой задачей яркий декор, и речь не обязательно про цвет, но также про необычные формы и выразительные фактуры. Дизайнерские панно, светильники и другой оригинальный декор для дома можно найти практически во всех шоу-румах «Твинстора».
Так куда же пропала Бернадетт?
Марат Ка критикует поведение главной героини и подозревает, что у нее биполярное расстройство. По словам Марата, «главная героиня не состоялась ни как архитектор, ни как жена, ни как мать».
Варя пытается смягчить критику: «Мне безумно нравится, что они выбирают жить в таком разваливающемся доме. Дочь и муж поддерживают главную героиню. И они выбирают путь матери с её странностями в поведении и мышлении».
А что же говорят кинокритики? Они сходятся в такой точке зрения, что Бернадетт исчезла именно тогда, когда наконец решилась на поиски себя. И, как оказалось, вовсе она не «пропала», а обрела себя заново: в ней вновь проснулись жажда творчества, любовь к жизни и вдохновение. Такой сюжетный парадокс зрителям надежду на счастливое продолжение и укрепляет веру в силу искусства — вероятно, это лучший финал из возможных.
Интерьерные киноразборки Мебель

Приезжайте к нам за оригинальными идеями!
Мы находимся по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 4
Ежедневно с 10.00 до 21.00