«От семьи не убежишь»: каменные стулья vs шторы «венский секс». Интерьерные киноразборки с Маратом Ка

«От семьи не убежишь»: каменные стулья vs шторы «венский секс». Интерьерные киноразборки с Маратом Ка




27 августа 2025

Продолжаем интерьерные киноразборки увлекательным выпуском с Сергеем Трегубовым, известным московским дизайнером интерьера, дважды номинантом премии INTERI Awards и обладателем более 30 дипломов. Сергей предложил Марату Ка обсудить фильм «От семьи не убежишь» режиссера Дани Буна. Марат отметил, что назвал бы этот фильм «От себя не уйдешь». Так о чем же кино?

Содержание статьи:


Дизайнер-«сирота» с амнезией

Сюжет у комедии довольно простой. Валентин — самый модный и востребованный дизайнер Парижа. В столице Франции он обрел любовь, славу и роскошную жизнь, о которой можно только мечтать. Но на пути к успеху Валентину пришлось полностью переписать свое прошлое и скрыть, что он родился в провинциальной семье, а его родственники — простые, ничем не примечательные сельские обыватели без намека на интеллигентность и развитый художественный вкус. Всё бы ничего, да родственники соскучились и решили навестить новоявленную звезду парижского дизайнерского небосклона. Нагрянули они прямо в разгар подготовки к встрече, где Валентин и дама его сердца Констанция намеревались заключить многомилионный контракт.

Семейный разговор по душам состоялся в роскошной квартире Валентина, дизайнер в пылу эмоций вышел из дома, а тесть случайно сбил его машиной. Из-за травмы головы главный герой временно потерял память, стал вести себя как подросток и напрочь утратил утонченные манеры, перейдя на деревенский сленг. К концу фильма память к Валентину вернулась, однако творить «по-старому» он уже не смог и придумал новую идеологию: «Молодым нужно поэкологичнее, а пожилым поудобнее».


Почему именно этот фильм?

Сергей Трегубов объяснил свой выбор: «Я предложил обсудить этот фильм, т.к. здесь мне понравились три слоя. Первый слой — это размышления на тему, какими дизайнеров видит общество. Режиссер дал понять, что какими-то сумасшедшими, которые придумывают дурные предметы, совершенно непригодные для использования. Здесь это высмеивается достаточно прямо.  Второй слой — это контраст между жизнью обычной семьи в провинции и жизнью элиты в Париже. Режиссер наталкивает на размышления: что такое жизнь в мегаполисе, что такое жизнь в деревне и где больше правды, где больше human-дизайна. Третий слой — ментальный, он про переоценку ценностей и попытки разобраться в себе».

Сергей также отметил, что, несмотря на некоторую карикатурность продемонстрированных интерьеров, кое-что из фильма он почерпнул для своей практики.

Отдельных комплиментов от Сергея удостоилась заставка фильма: «Мне очень понравилась эстетика первых кадров. Заставка показывает, как рождается сама идея мебели». Марат согласился с этой оценкой: «Как книга начинается с обложки, так и фильм начинается с заставки».  


Парижские интерьеры: модно, дорого и нежизнеспособно

Когда в кадре парижские локации, это всегда продуманные, модные и безумно дорогие интерьеры: дизайн-бюро, музей, конференц-зал в гостинице премиум-класса, японский ресторан, квартира главного героя в особняке 18 века в центре французской столицы.

Сотрудники музея в белых перчатках, похожие на вышколенных официантов, расставляют в экспозиции мебель от знаменитых дизайнеров. В ресторане изысканные блюда движутся по длинным траволаторам (неприкрытая сатира на «высокое общество потребления», для которых налажено конвейерное производство кулинарных шедевров).

Марат Ка оценил интерьер дизайн-бюро: «В бюро у них совершенно потрясающий балкон. Прекрасная веранда напротив Лувра. Красиво, хорошо, нежизнеспособно вообще».

Сергей также подвергает парижские интерьеры критике за отсутствие в них жизни. Больше всего претензий вызвала квартира Валентина, которую главный герой сам для себя и оформлял: «Высокая контрастность, глянцевые поверхности, всё в керамике — я не вижу никакой явной темы. Это шоу-рум с дорогой мебелью, выставочное пространство, где нет души и как такового дизайна. Здесь нет интерьера, это и высмеивается. Слишком много акцентов, нет единства, целостности композиции. Локально это интересно, а вместе получается выглядит искусственно — не про человека и не про жизнь».

Марат выступил в оправдание авторского проекта главного героя: «Мне кажется, что интерьер клевый, сделанный из всех возможных модных современных трендов. Самое милое то, что в нем всё равно есть нормальная книжная полка, на которой находятся книги. Черная матовая кухня из тонкого камня с очень интересным освещением сверху. Я не поклонник современного света, но здесь это красиво и сбалансированно».

Сергей согласился, что кухня — лучшее место во всей квартире: «Мне нравится эта полностью закрытая кухня со сложной разлиновкой. Динамика контрастных линий меня привела в дичайший восторг. Но вообще интерьер для меня малослойный: взяли одну палитру и просто ее по градиенту перераспределили. Поэтому мне здесь не хватает жизни».

Также оба собеседника высоко оценили интерьер спальни, который появляется в кадре уже ближе к финалу. Темно-синие цвета оттеняют тканевое подголовье в стиле ар-деко и меховое покрывало, сшитое из маленьких кусочков. По словам Сергея, такие мультифактурные интерьеры сейчас на пике популярности: «Я понимаю, как там уютно, как работает эта мультифактурность. Это классный интерьерный ход. Очень много разных фактур сочетаются друг с другом: и полированный камень, и металл, и необработанный камень, и текстура бумаги».


«Вы просто не умеете сидеть на концептуальных стульях»

Особое место в фильме занимает мебель из камня и металла. Концептуальная, модная, «не для всех». И абсолютно неудобная. Она стала символом «высокого общества потребления». Представители элиты выстраиваются в очередь за покупкой, но при этом не понимают художественного замысла. После сидения на такой мебели люди хромают и страдают болями в пояснице, но продолжают играть роль знатоков и эстетов, не признаваясь в том, что предпочли бы обыкновенные мягкие диваны.

Примеры такой трендовой мебели — кресло из сланца в квартире Валентина, пародийное подобие обеденной группы под названием «Монолит», стальной стул из экспозиции музея. Последний, кстати, Сергею показался неустойчивым. «Вы просто не умеете сидеть на концептуальных стульях», — пошутил Марат.

Может быть, эта неудобная дизайнерская мебель хотя бы красивая? Увы, далеко не всегда. Об одном из диванов в одной из квартир Сергей Трегубов сказал: «Взять этот диван, это же уродство: два прямоугольника с какими-то железками. Дизайн всегда выстроен на деталях, но здесь нет деталей и нюансов. Как будто кто-то едва научился создать в 3ds Max прямоугольники и сформировал этот диван».

Марат Ка солидарен с Сергеем: «Несчастные богатые люди, ничего не понимая, ставят модные предметы к себе в интерьер. Считают, что это красиво, поэтому так должно быть».


Провинциальные интерьеры: ужасно уютно

Что же противопоставлено бездушным столичным интерьерам с модной неудобной мебелью? Конечно, провинциальные дома, в которых «по-настоящему уютно». Но, вопреки ожиданиям, градус иронии не понижается и здесь. Оказывается, что на противоположном полюсе — полная безвкусица, китч и точно такое же отсутствие способности (и потребности) понять художественный замысел дизайнера.

Дом родственников Валентина представляет собой типовое модульное жилище с солнечными батареями на крыше. Марат Ка и Сергей увидели в провинциальных интерьерах отчетливое сходство со среднестатистическими советскими. Марат безжалостно раскритиковал такую обстановку: «Край шкафа, где висит омерзительный детский рисунок. На шкафу гантели, бигуди. На окнах шторы-погремушки, а также шторы «венский секс», которые выглядят как обрезанная одежда. И самое убогое, что может быть на свете, это фальш-камин в интерьере». При этом декоратор похвалил операторскую работу: «Мне нравится, что в этом фильме существует ритмика кадров».

Сергей попытался смягчить риторику Марата: «Но ведь уютненько. Этим людям очень подходит, им большего не нужно. Их не нужно мучить интерьером и дизайном».


Игра на контрастах и переоценка ценностей

Можно сказать, что сюжет фильма построен на игре контрастов. Или всё-таки игре в контрасты — которые оказываются не такими уж противоположностями?

С одной стороны, мы наблюдаем четкое противопоставление парижских и провинциальных интерьеров и жизненных укладов в целом. С другой, на обоих «полюсах» люди не понимают и не стремятся понять сложные авторские идеи, а всего лишь следуют инстинктам. Элита движима желанием подтверждать свой статус и заполучить для своего интерьера всё самое модное и лучшее. Сельские жители хотят «не отставать» и украшают свои жилища «богатыми» обоями, пышным декором и поддельными символами статуса, такими как фальш-камин.

Марат Ка выделяет «гениальный кадр, где француз в «майке-алкоголичке» стоит между двух позолоченных светильников, каждый из которых стоит 22 000 евро». «Контрастность!», — смеется Сергей.

История главного героя в этом смысле показательна и метафорична. В нем сходятся оба полюса, и пусть он стыдится своего провинциального происхождения и своих корней, но, по меткому выражению Марата Ка, «от себя не уйти». Когда к Валентину вернулась память, он признал, что вел себя некрасиво, обманывая свое окружение и самого себя. Но при этом он снова берется за старое, правда, с новым лозунгом: «пожилым нужно удобное, а молодежи экологичное». Место каменного авангардного кресла теперь занимает почти такое же, но из консервных банок.

Сергей симпатизирует произошедшим метаморфозам: «Мне понравилось, что герой прошел определенный путь и сделал определенные выводы, которые откликаются у меня». Марат отвечает: «Как ни странно, я знал, что вы это скажете. И, может быть, я с вами совершенно серьезно соглашусь в том, что настоящий художник возвращается к тому, с чего начал». Сергей подытоживает: «Да, но уже с другим пониманием ценности. Когда ты проходишь этот путь, ты уже понимаешь ценность, а до этого это казалось чем-то само собой разумеющимся».

«Мы в очередной раз поняли, что мы являемся хорошими архитекторами, дизайнерами и декораторами, потому что мы бы такое никогда не сделали», — делает вывод Марат Ка. И дополняет: «Я снова убедился: нет плохой кухни, есть плохие повара».


Киноразборки Экспертное мнение


Приезжайте к нам за оригинальными идеями!
Мы находимся по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 4
Ежедневно с 10.00 до 21.00



Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда
Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

Принимаю Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта и анализировать сетевой трафик.
Согласие на обработку и политика в отношении персональных данных