Инклюзивный интерьер: детская комната для особенного ребенка
Серпуховская,Павелецкая
1-й Щипковский переулок, дом 4 +7 (495) 642 88 00

Серпуховская,Павелецкая
1-й Щипковский переулок, дом 4

Инклюзивный интерьер: детская комната для особенного ребенка

Инклюзивный интерьер: детская комната для особенного ребенка


Дети с особенностями развития имеют такое же право на счастливое детство, как их нейротипичные сверстники. Первое, что могут сделать для таких детей их родители, 一 создать комфортную домашнюю среду. На этапе планирования интерьера дизайнер обязательно беседует не только с родителями, но и со специалистами, которые занимаются с ребенком. Мама с папой рассказывают об особенностях характера, интересах сына или дочери, а также об обычном распорядке дня и образе жизни семьи. Психологи и другие специалисты помогут сориентироваться, какие особенности среды помогут ребенку гармонично развиваться.

Содержание статьи:


Интерьер для гармоничного развития

Важное условие для гармоничного развития ребенка с особенностями 一 спокойная атмосфера без раздражителей. Большинство детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, расстройством аутистического спектра и другими неврологическими диагнозами легко выходят из себя даже при малейшем дискомфорте. У каждого из таких детей могут быть индивидуальные раздражители: какие-то цвета, яркий свет, громкие или гудящие звуки, блестящие материалы, несимметричные формы, определенные предметы и животные. Сенсорная перегрузка может вызвать состояние мелтдауна 一 тяжелого эмоционального срыва. Это состояние намного сильнее и продолжительнее обычной детской истерики, поэтому любых триггеров в интерьере необходимо строго избегать. 

Развитие самостоятельности 一 задача, которая во многом решается через интерьер. Ребенка с особенностями развития важно как можно раньше начать адаптировать к быту. Навыки самообслуживания такие дети часто приобретают труднее и в несколько раз медленнее, чем их нейротипичные сверстники. Отсюда правило: всё, чем ребенок может пользоваться сам, должно быть ему доступно. Невысокие шкафы с низкими рейлингами и легко открывающимися ящиками, где ребенок может сам взять одежду, а потом вернуть ее на место. Понятная система хранения игрушек с простым доступом к контейнерам. Хорошо использовать прозрачные емкости для хранения, чтобы ребенок не запутался при сортировке. Выключатели должны быть расположены достаточно низко, чтобы ребенок сам мог включить свет (за исключением тех случаев, когда непрерывное включение и выключение света служит способом аутостимуляции и триггером для истерик).

Общие рекомендации по организации инклюзивного интерьера

Одинаковый диагноз может быть у совершенно разных по характеру и интересам детей. Интерьер следует адаптировать под конкретного ребенка с учетом персональных особенностей. Однако существуют общие рекомендации, применимые в любом интерьере для детей с неврологическими проблемами:

 

●      В интерьере детской используют приглушенные, не стимулирующие оттенки. Предпочитают натуральные материалы, которые создают гармонизирующее ощущение близости к природе.

●      Мебель и система хранения игрушек должны быть доступны ребенку для использования по прямому назначению. В целом, можно опираться на принципы организации пространства в монтессори-среде, где ребенку постоянно доступны все предметы, которыми он должен научиться пользоваться или с которыми учится играть. При этом пространство делится на зоны: зону творчества, зону сенсорного развития, зону сна и отдыха и прочие.

●      Обязательно следует выделить для ребенка островок безопасности 一 личное пространство, которое служит своеобразным убежищем и помогает снять стресс. Здесь можно разместить палатки или домики из дерева или картона, игровые текстильные туннели, где ребенок может спрятаться от внешних раздражителей. Также используют специальные утяжеленные одеяла, которыми накрывают некоторых детей, чтобы вывести их из состояния сенсорной перегрузки.

●      Наряду с уголком безопасности часто необходима зона для выражения агрессии. Здесь размещают детскую боксерскую грушу, мягкие блоки или подушки, которые можно колотить и кидать. Ребенка, который в истерике склонен ломать вещи, разбивать тарелки, поджигать шторы и пр., приучают выражать агрессию только в этой зоне.

●      Хорошо ориентироваться во времени детям с РАС и СДВГ помогает визуальное расписание: карточки с изображением завтрака, прогулки, занятий с логопедом и других сюжетов, которые располагают в нужной последовательности на какой-либо основе. Важно предусмотреть место для визуального расписания на одной из стен и расположить его на уровне глаз ребенка.

●      Для невербальных детей (у которых отсутствует речь) часто подписывают все предметы в комнате. Нередко такие дети сначала осваивают чтение, а потом у них появляется речь.

●      Не следует загромождать пространство. Оставляйте максимальное расстояние между объектами: предметами мебели, мебелью и стеной. Любой визуальный шум 一 например, обилие игрушек на полу 一 вызывает у ребенка нервное напряжение и переутомление. Позаботьтесь о том, чтобы вещи всегда лежали на своих местах: например, если кукла всегда находится на кровати, не переставляйте ее на полку во время уборки. Для особенных детей это может быть крайне важно: изменение привычного порядка дестабилизирует.

●      Метод флортайм (игра на полу) имеет доказанную эффективность и получает всё более широкое распространение. Если семья использует этот метод, следует оставить как можно больше свободного пространства для игры и творческих занятий на полу.

Игровая зона в инклюзивном интерьере

Игровую зону рекомендуют размещать в отдельном помещении, так как она должна быть очень просторной. У детей с неврологическими проблемами часто нарушена координация, они легко теряют равновесие, могут плохо ориентироваться в пространстве, натыкаться на углы, ронять предметы. В игровой зоне пол следует покрыть мягкими матами. Ни в коем случае не должно быть острых углов, например, углов подоконника. Используют специальные накладки на углы. Не располагайте тяжелые вещи и наполненные контейнеры для хранения таким образом, чтобы ребенок мог стянуть их и уронить на себя.

В игровой зоне основное внимание уделяют сенсорной интеграции, развитию мелкой и крупной моторики. Методы сенсорной интеграции корректируют дисбаланс в ощущениях ребенка: например, дети могут плохо чувствовать свои руки или ноги, с трудом управлять движениями пальцев. В таких случаях часто повышена кожная чувствительность: ребенок не может прикасаться к некоторым материалам и предметам, не любит одеваться, постоянно пытается снять с себя одежду и обувь. 

Для развития баланса и координации в игровой размещают горки, лестницы, качели, гамаки, утяжеленные туннели, баланс-борды, предметы для перешагивания. Для развития мелкой моторики используют игры с водой, песком, камушками, из инструментов 一 пинцеты, пипетки, детские ножницы.

Безопасная среда

Дети с особенностями развития могут не понимать опасности, даже если многократно объяснять им, какое поведение нежелательно и почему. Даже в 10 лет ребенок с аутизмом может, условно, пытаться воткнуть столовую вилку в розетку. Следует предусмотреть все возможные фатальные сценарии, чтобы обезопасить детскую и домашнюю среду в целом.

Чек-лист по созданию безопасного инклюзивного интерьера:

●      Установите специальные блокираторы на все окна, включая балконные, а также на балконную дверь.

●      Прикрутите шкафы к стенам или полу с помощью шуруповерта.

●      Уберите все провода из зоны доступа: ребенок может споткнуться о провода, грызть их или повредить другим способом.

●      Все розетки закройте специальными заглушками.

●      Не используйте жалюзи и римские шторы с регулирующими шнурами. Зафиксированы случаи удушья детей. Выбирайте рулонные шторы без шнуров.

●      Удалите из зоны доступа бьющиеся и тяжелые предметы, а также детские ножницы (опасность пореза), клеящий карандаш и мыльный раствор для пузырей (опасность отравления), мелкие предметы (опасность удушения), а также магниты и батарейки. 

●      Используйте в интерьере только сертифицированные экологичные материалы: натуральное дерево, хлопок, безопасные для детей краски и лаки.

●      Выбирайте легкую мебель со скругленными углами. Используйте блокираторы для межкомнатных дверей и шкафы с доводчиками, чтобы ребенок не прищемил пальцы.

Интерьер для детей с особенностями развития должен быть спокойным и комфортным. Используйте приглушенные цвета и мягкие, приятные на ощупь материалы. Следует избегать триггеров, способных вызвать эмоциональный срыв. Инклюзивный интерьер способствует развитию самостоятельности, обретению навыков самообслуживания. Игровая зона решает задачи сенсорной интеграции, а также способствует обучению, развитию мелкой и крупной моторики. Крайне важен уровень безопасности в детской комнате и в целом в домашнем интерьере. Перекройте ребенку доступ к оконным ручкам (блокираторы) и тяжелым предметам. Прикрутите мебель к стенам, удалите из зоны доступа тяжелые, мелкие, бьющиеся и колюще-режущие предметы.

Интерьер детской Мебель в интерьере


Приезжайте к нам за оригинальными идеями!
Мы находимся по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 4
Ежедневно с 10.00 до 21.00