Насмотренность как главный инструмент дизайнера

Насмотренность как главный инструмент дизайнера




02 октября 2022

Что такое насмотренность и какой она бывает? Как дизайнеру интерьера применять насмотренность в работе? В поисках ответов мы поговорили с дизайнером Кариной Толстовой и выражаем ей признательность за помощь в написании этого текста.

Содержание статьи:


Почему насмотренность — главный инструмент дизайнера?

Дизайнер интерьера — творческая профессия, но реальная работа творчеством не ограничивается. Профессиональные дизайнеры интерьера выполняют множество функций:

  • создают проект с учетом требований заказчика, особенностей помещения и бюджета;

  • контролируют строительный процесс (выполняют авторский надзор);

  • комплектуют интерьер всем необходимым, от отделочных материалов до мебели.

Получается, дизайнеры — это и менеджеры, и экономисты, и инженеры в одном лице! Но даже если дизайнер владеет этими навыками идеально, результат его работы может быть скучным и посредственным. Почему так? Всё дело в насмотренности. Если насмотренность слабая, то специалист предлагает устаревшие планировочные и дизайнерские идеи. Тогда какой смысл обращаться к профессионалу, когда старомодные и банальные решения есть в открытом доступе — бери и копируй?

Экспертность дизайнера во многом измеряется его насмотренностью. Чем больше чужих работ видел и помнит специалист, чем лучше он разбирается в кратковременных и долгосрочных трендах, современных технологических решениях и материалах, тем более интересными и сбалансированными будут его авторские проекты.

Как развивать насмотренность?

Насмотренность — это не просто количество прочитанных журналов и посещенных выставок. Насмотренность предполагает постоянный анализ чужих проектов: как это сделано, почему так и не иначе, какие материалы использованы и почему.

В идеале дизайнеры должны следить не только за интерьерными трендами, но интересоваться разными областями визуального искусства, от живописи и скульптуры до fashion и кино.

Начинающим дизайнерам полезно систематизировать свой визуальный опыт. Например, создать рабочие папки на ПК и сохранять примеры удачных и неудачных проектов. А еще практиковаться в создании мудбордов на основе просмотренных интерьеров.

Надо ли прокачивать насмотренность опытным дизайнерам? Безусловно! Дизайн непрерывно развивается, и если сильно отстать от времени, то догнать будет сложно. Пусть развитие насмотренности станет хорошей ежедневной привычкой, и тогда вы будете уверены, что ваш опыт и ваши навыки всегда будут актуальными и востребованными.

Виды насмотренности

Дизайнер Карина Толстова выделяет следующие три разновидности насмотренности:

  • стилистическая,

  • техническая,

  • насмотренность материалами.

Стилистическая и техническая насмотренность делится на:

  • Насмотренность современными российскими интерьерами. Это помогает сориентироваться в запросах заказчиков, выявить самые популярные и потому примелькавшиеся решения.

  • Насмотренность зарубежными проектами. Не только европейскими, но и азиатскими. Это позволяет держать руку на пульсе, развивать креативность, оставаться в курсе современных тенденций, мировых микро- и макротрендов

.

Насмотренность материалами делится на:

  • Насмотренность новыми коллекциями мебели, сантехники, света, отделочных материалов и интерьерных аксессуаров. Понимание, что именно предлагают производители, открывает большой простор для выбора.

  • Знание новых технологий и возможностей современных производств, новых форматов и функций различных бытовых систем, кондиционирования и вентиляции, особенностей бытовой техники, принципов монтажа разных элементов интерьера

.

Любому дизайнеру следует развивать все разновидности насмотренности. Это определяет уровень профессионализма, качество и стоимость работы.

Некоторая начальная насмотренность будет полезна и заказчикам. Ведь если вы представите дизайнеру свои пожелания не только на словах, но и на конкретных примерах, вам будет проще понять друг друга.

На что смотреть?

Чтобы анализировать чужие проекты, надо знать, на что именно смотреть. Во-первых, на базовые моменты, такие как стилистическая основа интерьера и работа с цветовой гаммой. Например, как выглядит основа для классического интерьера и как на нее можно наслаивать детали, меняя характер интерьера, подчеркивая его уникальность, создавая необычные и вместе с тем укладывающиеся в стиль решения. При анализе цветовой гаммы анализируйте работу не только с комбинацией оттенков, но и с контрастностью, насыщенностью, яркостью.

Во-вторых, смотрим на состав помещений: прихожей, гардеробной, кухни, гостиной, спальни, детской и других комнат, включая подсобные. Это поможет разобраться, какие элементы обязательны, какие второстепенны, какие актуальны, а какие устарели, как они могут располагаться относительно друг друга, какие комбинации элементов и виды монтажа применяются сегодня чаще всего.

В-третьих, обращайте внимание на отделочные материалы и светильники. Так можно подметить интересные сочетания стеновых и напольных покрытий, проанализировать сценарии освещения, а также добавить в копилку варианты зонирования пространства с помощью света и отделки.

Состав помещений: пример разбора гостиной

Приведем примеры разбора состава помещения. Допустим, нас интересует состав гостиных. На основе анализа разных проектов можно выделить в гостиной следующие функциональные группы элементов:

  • мягкая и корпусная мебель,

  • система хранения,

  • место для арт-объектов, таких как живопись или скульптура.

В мебельную группу входят:

  • диваны,

  • кресла,

  • журнальный столик.

Организовать хранение помогают:

  • шкафы,

  • стеллажи,

  • полки,

  • тумбы,

  • скрытое хранение (например, в пуфе или в выдвижном ящике дивана).

Рассмотрим каждый элемент отдельно. Например, диваны. Какие они бывают? По формату — прямые и угловые. По форме — округлые и с прямыми углами. По конструкции — раскладные и стационарные, модульные и обычные, на разное количество мест. По оснащению — с реклайнерами, регулируемыми подголовниками и подлокотниками. По типу ножек — с высокими и с низкими, с открытыми и скрытыми ножками.

Анализируя состав помещений от общего к частному, дизайнер раскладывает по полочкам составляющие проекта, а значит — глубоко понимает, как собран тот или иной интерьер. Чем больше примеров удачных решений и подходов в копилке дизайнера, тем больше шансов на успех в работе.

Теперь понятно, почему насмотренность считается главным инструментом дизайнера интерьера. Она позволяет всегда держать руку на пульсе, развиваться профессионально и на шаг опережать конкурентов. Высокий уровень насмотренности — обязательное условие, если вы планируете стать высококвалифицированным специалистом и получать от клиентов только восторженные отзывы.

Стили дизайна интерьера Экспертное мнение


Приезжайте к нам за оригинальными идеями!
Мы находимся по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 4
Ежедневно с 10.00 до 21.00