Красивая детская для счастливого детства
15 июля 2024
К интерьеру детской комнаты у родителей особенно трепетное отношение. Хочется, чтобы с самого рождения у ребенка было всё самое лучшее. Но что такое «лучшее» для родителей и действительно ли это то, что нужно ребенку? И как интерьер детской может влиять поведение и здоровье детей? Спросили у дизайнера интерьеров, арт-психолога, педагога «Школы биоэнергетического дизайна» Инессы Терновой.
Содержание статьи:
Психология пространства в детской
Когда ребенок часто болеет, родители могут долго искать и не найти причину с помощью анализов и обследований. Если ребенок не слушается, пропускает школу, демонстрирует протестное поведение, родители обращаются за помощью к психологу, но это не всегда дает результат. Подросток, который с головой уходит в гаджеты и ведет себя агрессивно и замкнуто, становится причиной сильных переживаний его близких, которые не могут настроить с ним доверительный контакт.
А что если во всех случаях первопричина вовсе не в иммунитете или в характере ребенка, а в интерьере его комнаты? Сознание, психика, тело и дом связаны друг с другом, и эту связь описывают с древних времен различные учения, от фэн-шуй до Васту. Наука о психологии пространства, созданная на базе древних учений и современных исследований, утверждает: сначала заболевает пространство, а потом психика и тело.
Поэтому интерьеру детской действительно надо уделять особое внимание. Но не столько с точки зрения украшательств, сколько с пониманием, как то или иное решение будет влиять на ребенка в долгосрочной перспективе. Если ремонт в квартире давно завершен, а детская комната нравится вам и — главное! — ребенку, тогда специалисты по психологии пространства предложат услуги по редизайну. Инесса Терновая рассказывает о множестве кейсов, когда небольшие изменения в интерьере повлекли за собой улучшение климата в семье, укрепление здоровья детей.
От гиперопеки к творческой игре
И психология пространства, и обычная психология сходятся в том, что в ребенке надо поощрять самостоятельность и креативность. Но о какой самостоятельности может идти речь, когда ребенок не может даже выбрать дизайн собственной комнаты? В большинстве случаев родители из благих побуждений обустраивают детскую так, как им самим нравится. Если папа в детстве обожал машины, в комнате сына появляются кровать в форме гоночного болида, постельное белье и обои с машинками, игрушки из мультфильмов про тачки и так далее. Но что если ребенок не интересуется машинами, а увлечен темой сафари или насекомыми? Ребенок будет разочарован интерьером, а папа — реакцией сына. Чтобы не попасть впросак, обязательно спрашивайте ребенка о его предпочтениях, предлагайте варианты и давайте выбор.
Родители, которые обустроили идеальную детскую, хотят видеть красоту и порядок в этой комнате. Ведь в бардаке не разглядеть ни дизайна, ни — иногда — и самого ребенка. К тому же, родители считают своим долгом приучать детей к дисциплине с самых юных лет. Дисциплина в понимании мамы и папы сводится к тому, что ребенок очень аккуратно играет с игрушками по очереди, убирая каждую на свою место после игры.
Однако с 2 до 6 лет дети познают мир преимущественно через сенсорно-моторные ощущения, через игру и движение. Покупая дизайнерские обои, оцените: готовы ли вы к тому, что однажды ребенок украсит их разноцветными каракулями? Любуясь идеальным дизайн-проектом, где всё на своих местах, представьте, что в реальности игрушки, подушки и другие предметы будут целыми днями раскиданы по полу? Беспорядок — часть творческого познания, а строгие запреты (жалко обои и мебель!) мешают детям развиваться.
Какими бы дорогими ни были предметы интерьера, развитие ребенка — главная ценность для любого родителя. Но если хочется, чтобы мебель и отделка служили дольше, выбирайте антивандальные варианты. Диваны и кресла в немаркой обивке из прочных, грязе- и водоотталкивающих тканей, моющиеся обои, шкафы и комоды с качественной, надежной фурнитурой.
Долой стереотипы
Когда мы представляем себе идеальную детскую, в голове непроизвольно возникают образы из каких-то журналов, видеороликов и рекламы. Часто такие «идеальные» картинки полны стереотипов. Например, детскую для мальчика мы представляем себе в голубых тонах, а комнату девочки — в розовых. В комнате близнецов, кажется нам, должна царить идеальная симметрия, а все предметы — от мебели до игрушек — должны быть в двух экземплярах.
Всё это лишено смысла в отрыве от потребностей, интересов и особенностей развития конкретного ребенка, с его характером, его личностью, способностями и даже физическими параметрами. Инесса Терновая советует родителям не гнаться за стереотипами. Конечно, когда ребенок совсем маленький, он еще не может сказать о своих предпочтениях. Но уже в 3-4 года понятно, что нравится и не нравится детям: какие цвета, фактуры, формы. И если родители будут чутко прислушиваться к ребенку и создавать вокруг него приятную, интересную ему среду, это будет благотворно влиять на детское развитие и здоровье.
Не стоит пугаться, если вы предлагаете ребенку яркие и позитивные цвета, а он выбирает «мрачный» черный и «обычный» белый. «Подсознание ребенка само подсказывает, каких цветов не хватает для развития», — успокаивает Инесса Терновая. Как правило, самый странный и неожиданный выбор ребенка — будь то цвета, игрушки или что-то еще — не говорит о каком-то неблагополучии.
Безопасная среда
Психология — это хорошо, но безопасность никто не отменял. Ответственность за нее целиком на родителях, а не на детях или производителях мебели или игрушек.
Вот главные правила, которые позволят создать безопасное пространство в детской комнате:
- Выбирайте мебель со скругленными углами, чтобы снизить травмоопасность среды.
- Отдайте предпочтение шкафам и комодам с доводчиками, чтобы ребенок не прищемил пальцы.
- Крепите шкафы, комоды и тумбы к стене. Дети нередко карабкаются на мебель, и важно, что она на них не упала.
- Не используйте жалюзи и другие шторы с длинными веревками, в которых можно запутаться. Хорошая альтернатива жалюзи — рулонные шторы, которые открываются и закрываются простым движением руки.
- Располагайте розетки как можно выше и защитите их специальными заглушками, которые ребенок не сможет вытащить самостоятельно.
- Оснастите окна и балконные двери замками (впрочем, это касается не только детской, но и всех комнат в доме, где живет ребенок).
- Не используйте в интерьере токсичные материалы. Проверяйте сертификаты безопасности и экологичности не только у мебели, но и у ламината, обоев, красок, штукатурки, натяжных потолков, постельных принадлежностей.
Лучше один раз создать безопасную среду, чем постоянно тревожиться и не оставлять ребенка одного ни на минуту, ругать его за интерес к розеткам или попытки забраться на подоконник на 10 этаже. Рано или поздно даже няня может не уследить за активным тоддлером, поэтому лучшая защита от неприятностей — это грамотная организация пространства.
«Дети до 7 лет познают мир под покровительством родителей, пытаются повторить маму, папу, бабушку. С 7-летнего возраста контуры психологического портрета становятся более четкими. Мы видим формирование личности и предпочтений, на эти процессы влияют декор, цвет, архитектура внутреннего пространства, эргономика. Например, каждый цвет закладывает сонастройку мыслительного потока, потока мечтаний и желаний. Если цветовые решения не соответствуют психологическому портрету, возникают перекосы в развитии», — объясняет Инесса Терновая. Чтобы ребенок был счастлив и здоров, позвольте ему проявлять свои творческие импульсы, много времени проводить в движении, исследовать мир и совершать свободный выбор там, где это возможно. Например, выбирать, какого цвета будут обои в детской и в каком углу комнаты будет стоять кровать. И, конечно, позаботьтесь о безопасной среде, где риски травмироваться во время активной игры минимальны.
Интерьер детской Экспертное мнениеПриезжайте к нам за оригинальными идеями!
Мы находимся по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 4
Ежедневно с 10.00 до 21.00